Володарский мост
Длина моста: 325 метров.
Ширина: 36 метра.
Масса противовесов: 400 тонн.
Масса разводного: крыла 385 тонн.
Основан: 1932 году.
Разводка: 2:00—3:45 4:15—5:45
Володарский мост можно без преувеличения назвать первенцем Советской власти в области масштабного мостостроения. Этот мост раскинулся на окраине города, и соединил улицу Народную, с Ивановской улицей в Санкт-Петербурге. Свое название, мост получил в честь революционера В.Володарского, убитого на месте будущего моста в 1918 году. Строительство было начато в 1932 году, и закончено в 1936 году. Поскольку до этого Советская власть еще не строила столь грандиозных сооружений, к вопросу подошли скрупулезно продумывая все его будущие детали. Инженерами строительства были назначены Передерий Г.П., В. И Крыжановский, Дмитриев К.М., Никольский А.С. Над стилем долго не задумывались - стиль конструктивизма царил тогда повсюду. Мост решено было сделать массивным трехпролетным сооружением, с разводным механизмом в средней части, состоящей из двукрылого разводного пролета. При проектировании и строительстве моста были применены технологические и архитектурные новшества (тогда это называлось именно так, по-русски, в отличии от современных понятий - инновации, модернизации и прочее), и простые люди действительно это увидели и почувствовали! Так одним из основных новшеств стала реализация проезда транспорта по набережным под боковыми пролетами моста, позже это стало стандартной схемой организации движения при постройке мостов в Москве. Кроме того в технологическом плане, при строительстве арочных конструкций боковых пролетов была использована трубчатая арматура. При строительстве центрального разводного пролета, были использованы фермы, части которых были соединены с помощью сварки, что по тем временам было очень рискованно, поскольку еще не было опыта применения сварки при строительстве столь массивных сооружений. Еще одно нововведение это отделение пешеходной части от проезжей 0 балюстрадами, что не применялось ранее, и имело большое значение для обеспечения безопасности пешеходов. К ноябрю 1936 года строительство моста было завершено, и 7 ноября мост был сдан в эксплуатацию. Володарский мост имел большое стратегическое значение в те времена, поскольку он призван был обеспечить бесперебойное движение и связь с Правым берегом Невы. Для увеличения пассажиропотока, по мосту была пущена трамвайная линия, которая простилалась по всему Правому берегу, и доходила до Охтинского моста. Отрезанные до этого жители, теперь легко могли добираться до центральной части города (к слову сказать на то время еще не существовало ни станции метро Площадь Александра Невского, ни моста Александра Невского).
Постройка Володарского моста, дала новый толчок в развитии города. Появилась возможность развития центральной дуговой магистрали и преобразования старых районов капиталистического Петербурга, в современные районы социалистического Ленинграда, создавая единый архитектурный ансамбль по трассе в направлении Дома Советов.
После постройки моста, не забыли и о человеке давшем название мосту! Рядом с мостом был установлен мемориал революционеру В.Володарскому, погибшему в том месте. Данный памятник поражал фотографической схожестью лица, он был выполнен скульптором Манизером М. Позже Володарским был назван и весь прилегающий к мосту район, а памятник был перенесен к построенному у моста райсовету Володарского района.
По своей конструкции Володарский мост сильно напоминает Охтинский мост возведенный в начале века. Однако после возведения Охтинского моста стало понятно, что мост плохо вписался в общий городской пейзаж, плохо гармонирует с прибрежными застройкам и в целом не является связующим звеном в ансамбле города. Всех этих градостроительных ошибок, пытались избегать при возведении Володарского моста. И что же мы получили в результате? К сожалению общий стиль тех времен эпохи конструктивизма не мог гармонично вписаться в заявленные требования! Володарский мост не смог выполнить поставленных перед ним задач.
Шло время, и нагрузки на мост увеличивались с каждым годом, в результате в конце 80-г годов, мост пришлось в срочном порядке закрыть на реконструкцию (почти за пол века эксплуатации железобетонные конструкции исчерпали свой ресурс). Реконструкция производилась организацией с названием «Ленгипротрансмост», под руководством главного инженера Тихомирова Н.Г.
Интересен тот факт, что строительство еще одного моста, в продолжении Большого Смоленского проспекта, за 70 лет советской власти, так и не было начато, хотя новый мост должен был разгрузить в первую очередь поток на Володарском мосту.
На время реконструкции, рядом с мостом была сооружена временная разводная переправа, которая использовалась по большей части для проезда экстренных служб и общественного транспорта. Можно сказать что движение через Неву в этом районе не прекращалось даже в период реконструкции моста. В 1988 году, движение по Володарскому мосту было полностью остановлено.
При работах по демонтажу старых конструкций, инженеры пришли к выводу, что износ конструкций не столь велик как предполагалось, поэтому старые конструкции были аккуратно демонтированы, с целью применения на других объектах. После демонтажа, на место старых конструкций были установлены новые - цельносварные пролетные строения. Внешний облик моста предполагалось значительно изменить, используя увеличение опор моста (их высота увеличилась на 4 метра). В результате силуэт моста стал напоминать огромный вытянутый лук, имеющий значительный подъем в средней части. Была увеличена и ширина моста, теперь она составляла 36 метров.
В 2003 году мост ждала еще одна небольшая доработка, в результате которой, была обработана наружная поверхность моста произведена смена асфальта, а также построено несколько муниципальных домов с возможностью недорого арендовать квартиры посуточно или с оплатой по часам.
Не смотря на строительство вантовых мостов, которые значительно разгрузили Володарский мост, нагрузка на мост остается колоссальной, по экспертному заключению ученых, мост работает в режиме когда 1 год приравнивается к 5 годам обычной эксплуатации.