8 (812) 740-6714

Дворцовый мост

Длина моста: 260 метра.

Ширина: 27,8 метра.

Основан: 1916 году.

Разводка  1:05—4:50

 

Дворцовый мост, можно без преувеличения назвать главным мостом Российской Империи, поскольку он соединяет центральную часть Петербурга (начало Невского проспекта между Зимним дворцом и Адмиралтейством) и стрелку Васильевского острова, в том месте, где когда-то располагалась главная биржа Империи. Следовательно эта переправа соединяла высшие купеческие круги Петербурга, с властью находившейся в Зимнем дворце.

Общий вес моста, составляет 7770 тонн, из которых 2,8 тысячи тонн – вес противовесов разводного пролета.

Возведению Дворцового моста, предшествовала долгая и муторная история о поиску проекта и его согласованию, поиску денег, поиску исполнителей и наконец строительству. История началась в далеком 1882 году, когда в администрацию города стали поступать жалобы от зажиточных граждан города, о необходимости замены плашкоутного Дворцового моста постоянным, в основном жаловались домовладельцы прилегающих домов. Администрация в те годы реагировала на прошения граждан не быстро, и лишь в 1900 году был объявлен международный конкурс на строительство нового моста. Посыпалось огромное количество проектов, 27 эскизов легло на столы комиссии. Однако комиссия в лице Городской думы, не проявила интереса ни к одному из предложенных проектов, сочтя все невыполнимыми, непригодными и создающими дурное впечатление. В виде исключения был выделен один чертеж от зарубежной компании "Батиньоль", на запрос о выкупе проекта, та ответила отказом предложив выполнить весь строительный цикл, запрося за это 4 млн. 700 тыс. рублей. Городская дума не стала идти на такие условия. В результате был объявлен второй тур конкурса, с измененными критериями отбора. Во втором туре приняли участие в основном отечественные заводы - Петербургский Металлический Завод, Путиловский завод, Сормовский завод, общество Коломенских заводов и т.д. По новым критериям, почти все работы удовлетворяли требованиям жури конкурса, и далее возник вопрос, какой из проектов выбрать. Тем временем шли годы, строились доходные дома для сдачи квартир на Васильевском острове, а работа над мостом так и не начиналась. Подписание договора состоялось, лишь 5 февраля 1911 года, был выбран проект моста Общества Коломенских заводов. Завод взял на себя обязательства возвести мост и испытать его к 15 ноября 1913 года. Одним из главных условия строительства было использование отечественных строительных материалов и минимальное привлечение иностранных специалистов и рабочих. Мост возводился по проекту  Пшеницкого А.П. Он предложил в декоре моста использовать элементы, схожие с элементами использовавшимися при возведении Троицкого моста в 1903 году. В 1912 году было начато строительство моста. Но учитывая вечные срывы сроков в нашей стране, к намеченному сроку работы выполнены не были, виной тому послужила первая империалистическая война. В связи с этим сроки были перенесены на 1916 год. Мост пришлось пустить в эксплуатацию, несмотря то что многие художественные элементы моста так и не были завершены (перила, фонари, павильоны управления разводной частью). Полностью достроить мост удалось лишь в наши дни.

С инженерной точки зрения Дворцовый мост представляет крупное инженерное сооружение, с простой и четкой конструкцией. Мост состоит из пяти пролетов, разводным является центральный. Механизм разведения - быстрораскрывающийся с трехшарнирной аркой. Оставшиеся пролеты перекрываются клепанными неразрезными пролетными строениями имеющие сквозные фермы и нижние криволинейные пояса. Для уравновешивания крыльев разводного пролета используются противовесы, подвешенные к нижней части на шарнирах (по системе Штрауса). В процессе разведения моста, происходит опускание противовесов в специальные колодцы на опорах. Крыло имеет массу 0,7 тысячи тонн . Опоры моста сконструированы на кессонных основания опущенных на глубину 25 метров.

Дворцовый мост можно назвать самым неудачным архитектурным сооружением, среди все остальных разводных мостов Санкт-Петербурга. Возможно этому способствовало отсутствие единого человека ответственного за строительство от начала до конца.  Местоположение моста в центре архитектурной столицы, обязывает его соответствовать месту, однако мост не смог гармонично влиться в окружающий ландшафт. Мост получился высоким и громоздким, первое время посте постройки (около 20 лет) на мосту отсутствовали перила (вернее они были наспех сколочены из досок). И даже спустя 20 лет мост снабдили чугунными периллами  довольно скромного рисунка, которые не лучшим образом соответствовали атмосфере города. Другая проблема моста - отсутствие гармоничных пропорций. Центральная часть моста сильно выделяется своей громоздкостью, а средние опоры моста получились несоизмеримо толстыми, на фоне остальных. Так же нельзя не вспомнить о множественных технических ошибках допущенных при строительстве, и выявившихся лишь после ввода моста в эксплуатацию. Так выяснилось, что мост своей высотой закрывает почти на половину высоты ансамбль зданий на Стрелке Васильевского острова. Но в любом случае Дворцовый мост, в наше время является визитной карточкой города, все к нему привыкли, и принимают его таким как он есть.